Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ИЖЕВСК"

Год основания: 1998
Руководитель: Гвызина Ирина Васильевна
Штатных сотрудников: 3 человека
Интервьюерская база: 10 человека

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор рынка логистических услуг


Обзор рынка логистических услуг

Российский рынок логистических услуг еще молод, но он активно развивается. Емкость рынка в 2006 году оценивалась в 70 млрд. долларов, его потенциал на перспективу оценивается в 120 млрд. долларов ежегодно ( http://www.restko.ru/market/2128 ).
Состояние рынка находится в прямой зависимости от роста товаропотоков, которые, в свою очередь, обусловлены как социально-экономической ситуацией в стране, уровнем развития промышленности, оптовой и розничной торговли, так и повышением платежеспособности населения. Эти факторы оказывали положительное влияние на рынок все последние годы, а их отрицательная динамика с началом финансово-экономического кризиса, потянула за собой вниз и весь рынок логистики.
Темпы роста рынка логистических услуг в докризисный период были относительно высоки. В 2005-2007 гг. его объемы увеличивались ежегодно в среднем на 20% в год (по данным РБК, 2009 год, http://consulting.rbc.ru/news/03/07/2009/13365.shtml ).
Абсолютные значения годового оборота некоторых крупнейших логистических операторов (например, «Armadillo») в 2006 году имели рост свыше 50% (по данным РБК, http://www.uralpolit.ru/24/econom/market_rewiev/id_77737.html ).
В январе-сентябре 2008 года рост составил 18% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Но в 4 квартале началось катастрофическое падение. В целом за 2008 год объем рынка вырос на 10% и составил 60,4 млрд.$. (по данным РБК 2009 год, http://consulting.rbc.ru/news/03/07/2009/13365.shtml

Рисунок 1.

(по данным Федерального ведомства внешней торговли 2007 год, http://www.uralpolit.ru/24/econom/market_rewiev/id_77737.html , по данным РБК 2008 год, http://marketing.rbc.ru/news_research/06/08/2008/562949953435076.shtml, по данным РБК 2009 год, http://consulting.rbc.ru/news/03/07/2009/13365.shtml ).
Тарифы на грузоперевозки за 2008 год выросли на 41,4%, за последние шесть лет это максимальные темпы роста (2009 год, http://www.bsplan.ru/marketing.phtml?a=research&id=81).
Среднее значение рентабельности по отрасли за 2007 год составило примерно 11%, причем диапазон изменения значений рентабельности деятельности исследуемых компаний – от 0,5% до 48% ( http://www.loglink.ru/massmedia/analytics/record/?id=546 ).
По данным Федерального ведомства внешней торговли дефицит площадей в 2006 году оценивался от 0,5 млн. кв. м. до 1,0 млн. кв. м., и был вызван приходом в страну большого числа иностранных компаний (http://www.restko.ru/market/2128).
В структуре оказания транспортно-логистических услуг лидером является Центральным федеральный округ, на долю которого приходится почти половина российского рынка – 46,7% (по итогам 2008 года, http://www.bsplan.ru/marketing.phtml?a=research&id=81). Согласно рейтингу «Логистический оператор России 2007» в тройку лидеров входят также Северо-Западный ФО (с долей 15%) и Уральский ФО (с долей 12%).
Серьезный фактор повышения значения региональных центров с точки зрения развития транспортно-логистического рынка России - выход в регионы российских и западных розничных сетей (пик активности пришелся на 2006-2008 гг.).

Рисунок 2.

(по данным рейтинга «Логистический оператор России 2007», http://www.loglink.ru/massmedia/analytics/record/?id=546 )
На аутсорсинг логистическим операторам, в рамках контрактной логистики, передано 27% товарооборота, а 73% собственных грузопотоков торговые и промышленные предприятия обслуживают самостоятельно (по данным за 2007 год, http://www.loglink.ru/massmedia/analytics/record/?id=546).
Взаимоотношения в цепи поставок все чаще носят долговременный характер (контракты заключаются на 3-5 лет).
Современный рынок логистических услуг можно разделить на три основных сектора:
• перевозки и экспедирование грузов различными видами транспорта;
• складские услуги;
• услуги по интеграции и управлению цепями поставок (3PL-провайдеры).
Наиболее динамично в нашей стране сейчас развиваются простые логистические операции: перевозка и экспедирование грузов всеми видами транспорта. Сложным комплексным проектам (интеграция и управление цепями поставок от производителя к конечному потребителю) наши провайдеры уделяют значительно меньше внимания, несмотря на то, что такие контракты более рентабельны. Но тенденция увеличения интереса к более сложным операциям всё же наблюдается.
Два основных сектора: транспортно-экспедиторские компании и складские операторы занимают 89% от общего числа участников рынка. Абсолютные значения годового оборота транспортно-экспедиторских компаний за 2005 и 2006 годы в среднем увеличились на 44%, а складских операторов – на 35% (по http://www.loginfo.ru/arhiv/2007/log06_07s2.php). По итогам того же рейтинга но за 2007 год, обороты в секторе транспортно-экспедиторских компаний выросли на 23%, а складских операторов – примерно на 2% (http://www.loglink.ru/massmedia/analytics/record/?id=546 ).

Рисунок 3.

(по данным рейтинга «Логистический оператор России 2007», http://www.loglink.ru/massmedia/analytics/record/?id=546 )
Многие дистрибуторы начинают предоставлять логистические услуги внешним клиентам (по отношению к данной сети распределения) и развиваются как логистические операторы. Также, многие IT-компании стремятся переориентироваться на интеграцию цепочек поставок. В данном случае ценность посредника для клиентов заключается не в том, что он обладает широкой логистической инфраструктурой или материальной базой, а в его возможности обеспечить информационную прозрачность канала распределения и внедрить современные технологии.
Большинство складских операторов обеспечивают хранение грузов (60%), а также экспедирование (50%) и интермодальные перевозки (40%). Около трети компаний оказывает услуги по управлению и контролю перевозок (37,5%) и обеспечивают доставку грузов клиенту (30%). И только часть складских операторов оказывает курьерские услуги (10%) и знакомы с «электронной торговлей» (6,3%) (2007 год, http://www.loglink.ru/massmedia/analytics/record/?id=546 )
Согласно исследованиям, все транспортно-экспедиционные компании оказывают услуги по хранению (100%). Около половины из них оказывают экспедиторские услуги (43,8%) и доставку грузов клиенту (43,8%). Около трети компаний занимаются управлением и контролем перевозок (30%). Малое число компаний оказывают также курьерские услуги (12,5%) и интермодальные перевозки (6,25%) (2007 год, http://www.loglink.ru/massmedia/analytics/record/?id=546 )
Наиболее часто и те и другие компании перевозят грузы автомобильным транспортом (65-75% компаний) и железной дорогой (около 38-40% компаний). Авиаперевозки в четыре раза чаще используют складские операторы (25% и 6,25% соответственно). Морские и речные перевозки применяют 6,2-15% складов и 12,5-25% транспортно-экспедиционных компаний (2007 год, http://www.loglink.ru/massmedia/analytics/record/?id=546 )
В отличие от универсальных транспортно-экспедиторских компаний складские операторы имеют ярко выраженную специализацию по видам перевозимых товаров. Транспортно-экспедиторские компании наиболее часто перевозят бытовую химию, автомобили и их запчасти, стройматериалы и продукты питания.
Складские операторы в основном работают со строительными материалами, бытовой химией, продуктами питания, бытовой электроникой.

Рисунок 4.

(2007 год, http://www.loglink.ru/massmedia/analytics/record/?id=546 )

Если рассматривать основных участников рынка на предмет наличия у компаний складских площадей и транспорта, то только 5% логистических операторов, не используют складские площади, а 25% из них не имеют транспортного парка (треть складских операторов и экспедиторы). Исключительно экспедиционными компаниями являются 11% компаний (2007 год, http://www.loglink.ru/massmedia/analytics/record/?id=546)
Доля складских операторов в общем объеме собственных и арендованных складских площадей, на которых оперируют компании, составляет – 73,2%, а транспортных компаний – 26,8 %. Средние годовые темпы роста (за 2006 и 2007 годы) собственной складской инфраструктуры складских операторов и транспортно-экспедиторских компании составляют около 70% (2007 год, http://www.loglink.ru/massmedia/analytics/record/?id=546 ).
По оценкам экспертов за 2006 год, в отрасли работает свыше 6000 предприятий (http://www.restko.ru/market/2128). Из них около 2000 на Урале (http://www.uralpolit.ru/24/econom/market_rewiev/id_77737.html ).
Если сектора транспортно-экспедиторских и складских услуг представлены большим количеством средних компаний, оказывающих традиционные услуги по перевозке и складской обработке грузопотоков, то сектор услуг по интеграции и управлению цепями поставок (поле деятельности 3PL-провайдеров) представлено на рынке в основном ведущими международными компаниями. Но даже международные компании, присутствующие здесь, пока не предоставляют полный комплекс логистических услуг, соответствующий уровню 3PL-провайдеров.
Крупные компании обладают конкурентными преимуществами, они доминируют и опережают конкурентов. Уровень их издержек зависит от величины объемов услуг или от кривой опыта. Чем больше объем предоставляемых услуг, тем ниже издержки, тем больше возможностей для снижения цен, а значит, и для дальнейшего роста объема услуг.
Наиболее ожесточенная конкуренция возникает среди компаний, предоставляющих одинаковый комплекс услуг. И наоборот, если компания реализует специфические запросы клиентов, предоставляет уникальный высокодифференцированный комплекс услуг, то конкурентов у нее несравнимо меньше. На неординарные потребности клиентов ориентируется, например, Группа компаний ARMADILLO, которая является одним из признанных лидеров на рынке доставки посылок и грузов, GEFCO CIS - один из лидеров, обслуживающих логистику промышленных предприятий и автомобильной отрасли, ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЕК» - крупнейший российский дистрибутор фармпрепаратов и товаров для красоты и здоровья, компания International Logistic Systems - специализирующаяся на оказании логистических услуг при импорте в Россию подакцизных товаров.
Согласно исследованиям, большинство компаний на этом рынке существуют от 11 до 15 лет (31,6% компаний). Далее по списку идут компании, работающие на рынке от 3 до 5, и от 6 до 10 лет (по 26,3%), затем компании, начавшие этот бизнес более 15 лет назад (13,2%). Малую долю занимают компании образовавшиеся относительно недавно - не более 2-х лет назад (2,6%) (2007 год, http://www.loglink.ru/massmedia/analytics/record/?id=546 ).
Большинство компаний имеют численность сотрудников от 51 до 250 человек (36,6% компаний) и от 251 до 500 человек (22%). Существенную долю занимают компании-гиганты со штатом свыше 1000 человек (17,1%). Мелкие компании со штатом до 50 человек и крупные компании с числом сотрудников от 501 до 1000 занимают доли в пределах 12,2% (2007 год, http://www.loglink.ru/massmedia/analytics/record/?id=546).
Согласно последним опубликовыннм данным результатов рейтинга «Логистический оператор России» за 2008 год, в тройку лидеров рынка входят компании ЗАО фирма ЦВ «Протек» (Москва), Транспортная группа FESCO (Москва), Группа компаний «Совфрахт-Совмортранс» (Москва) (http://www.loglink.ru/massmedia/analytics/record/?id=546 ).

Таблица 1.

(по оценке экспертов рейтинга «Логистический оператор России 2008» http://www.eala.ru/ru/itogi_r.html#Scene_1 )
Согласно тому же рейтингу, но за 2007 год, наибольшей известностью на рынке пользуются следующие компании: Компании группы «ФМ Ложистик», «Национальная Логистическая Компания», DPD, «Русская логистическая служба», «Авалон Лоджистикс», STS Logistics, AsstrA Associated Traffi c AG, ЦВ «ПРОТЕК», «Милитцер и Мюнх» (http://www.loglink.ru/massmedia/analytics/record/?id=546).
Как показывают результаты рейтингов, подавляющее большинство логистических компаний в нашей стране не имеет широкой известности на рынке. Поэтому рейтинги компаний рассчитываются по нескольким критериям, характеризующим специфику бизнеса логистических компаний.
В 2006 году наивысшую оценку по географическому охвату территории обслуживания в России получили «Группа компаний ARMADILLO», Русская Логистическая Служба и ЗАО «Урал-Контейнер». В тройку лидеров по комплексу предлагаемых услуг вошли ООО «ЕЛТРАНС», «Группа компаний ARMADILLO» и ООО «МТК «ЮниТранс» ( http://www.logistic.ru/articles/2007/loginfo11/ ).
Лучшими транспортно-экспедиторскими компаниями в 2008 году стали Открытое Акционерное Общество «Лорри» (Екатеринбург), ООО «АсстрА-Санкт-Петербург», ООО «Почтовая Экспедиционная Компания (Москва). Лучшим складским оператором стала «Группа компаний АЛИДИ (Нижегородская область).
В других номинациях 2008 года «Лучший дистрибьютор в отраслевой сети распределения» победила ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЕК» (Москва), лучший региональный центр распределения - ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» (Москва), лучший логистический оператор по обслуживанию международных транспортных коридоров – ООО ItellaNLC (ООО «Национальная Логистическая Компания», Московская область), лучший оператор по экспресс-доставкам – DPD в России (Москва). Победитель в номинации «Национальный интермодальный транспортный оператор» – Транспортная группа FESCO (Москва). Победитель в номинации «Транспортно-экспедиторские компании по обслуживанию международных транспортных коридоров» – STS Logistics и ЗАО РЛС (Москва) ( http://www.eala.ru/ru/itogi_r.html#Scene_1).
В 2006-2007 годах эксперты предполагали, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе рынку логистических услуг в России не грозит падение темпов роста. Компании разрабатывали свои бюджеты под 25% рост. Благодаря высоким темпам роста, жесткой конкуренции на рынке не было.
Основным фактором, препятствующим становлению логистических компаний в России в те годы была острая нехватка современных складских терминалов. Но с началом кризисных явлений в экономике, все стало меняться.
В течении нескольких месяцев рынок из дефицитного превратился в высококонкурентный. Образовался впервые за всю историю России избыток складских площадей и подвижного состава.
Изменение на потребительском рынке, привели к затовариванию складов, что в свою очередь резко негативно отразилось на грузообороте компаний в начале 2009 года. Падение импорта в январе 2009 года, по отношению к январю 2008 г. составило около 35%. Рубль в этот же период потерял в цене около 40%, что негативно сказалось на спросе на импортные товары. Сумма экспорта в январе снизилась на 40% (в основном за счет сырьевых товаров), но она компенсировалась изменением рубля и как следствие в физическом выражении не изменилась. Покупательский спрос стабилизировался на достаточно низком уровне. Инвестиционные проекты в большей степени заморожены или приостановлены.
В настоящее время прослеживаются следующие основные тенденции на рынке: цены на логистические услуги ползут вниз (рынок ищет новые равновесные цены) многие участники демпингуют с целью окупить хоть часть постоянных затрат, клиенты заказывают доставку меньшими париями, усиливается тенденция создания складов общего пользования по причине снижения рентабельности бизнеса (в будущем, возможно их объединение в партнерства и ассоциации).
По мнению ряда экспертов, сейчас рынок вышел на объемы, которые будут базовыми в течение всего 2009 года. Некоторые эксперты прогнозируют рост продаж начиная с лета 2009 года, в надежде что будет действовать отложенный спрос конца зимы и весны. Другие считают, что вряд ли стоит ожидать оживление раньше ноября-декабря 2009 года, когда будет действовать фактор сезонности у большого числа отраслей. По прогнозам аналитиков РБК, в 2009 году стоимостной объем рынка (в рублях) снизится на 12%, доходы в сегменте грузоперевозок упадут на 12-15%, при уровне инфляции 14%. В долларовом эквиваленте падение рынка составит 34%, до 40млрд.$ (при среднегодовом курсе $1=33,0руб.) (по данным РБК, за июль 2009г., http://consulting.rbc.ru/news/03/07/2009/13365.shtml)
В 2009 году российский экспорт контейнеропригодных грузов может сократиться на 25% (черные металлы – 25%, цветные металлы –15%, химикаты –30%, целлюлоза – 40%, бумага и картон – 15%). Импорт будет определяться внутренним спросом, обменным курсом, таможенной политикой. В 2009 году снижение на 30-35% (по данным РБК 2009 год, http://consulting.rbc.ru/news/03/07/2009/13365.shtml).
Больше чем сейчас клиентов не станет. Часть заказчиков сэкономив на ценах, потеряет грузы и начнет более внимательно подходить к вопросам выбора логистического оператора. Часть логистических компаний обанкротится, как в транспортном сегменте, так и в складском. Только качество обслуживания и конкурентоспособные цены смогут позволить расширить клиентскую базу.
Выиграют те компании которые вместо демпинга предлагают своим клиентам нужный сервис за конкурентоспособные цены, умеют правильно продавать, снижать затраты, оптимизировать бизнес-процессы, адекватно оценивать компетентность персонала. Потенциально интересными выглядят пищевая индустрия, предприятия агропромышленного комплекса и проекты по локализации производства западных компаний (как например, завод «Фольксваген» в Калужской области).

Выводы:
 До октября 2008 года, логистический рынок в России активно развивался, имел относительно высокие темпы роста и был развит менее чем на половину от возможной емкости.
 Основными проблемами рынка в докризисный период были острая нехватка складских площадей и неразвитость транспортной инфраструктуры в стране.
 Состояние рынка напрямую зависит от состояния экспорта, импорта товаров, сетевой торговли и экономики страны в целом.
 Только треть российских предприятий и торговых компаний пользуется услугами контрактной логистики.
 Два основных сектора: транспортно-экспедиторские компании и складские операторы занимают 89% от общего числа участников рынка.
 Большинство операторов рынка базируется в Центральном ФО, работает на рынке от 11 до 15 лет и имеют в штате от 50 до 250 человек.
 Лидерами рынка за 2008 год стали ЗАО фирма ЦВ «Протек» (Москва), Транспортная группа FESCO (Москва), Группа компаний «Совфрахт-Совмортранс» (Москва).
 Наиболее часто транспортно-экспедиционные компании и складские операторы работают с бытовой химией, продуктами питания, строительными материалами.
 Многие IT-компании и дистрибуторы расширяют сферы своей деятельности и внедряются в логистический бизнес.
 Услуги 3PL-провайдеров по интеграции и управлению цепями поставок пока развиты мало.
 По прогнозам экспертов на 2009 год стоимостной объем российского логистического рынка сократится на 12% в рублях и на 34% в долларах США.

Ищете Вакансии? Узнайте Зарплату: семейная пара вакансии. Больше вакансии тебе не нужны.

 Рейтинг@Mail.ru
Российский деловой портал «Альянс Медиа»
 · Бизнес России
Бизнес-образование
 · Бизнес-план
 · БИНФО
 · Благотворительность
 · Бухгалтерский учет
 · Вся Россия
 · ВЭД
Госзаказ
 · Дистанционный консалтинг
 · ЖКХ
 · Законы
 · Зоокластер
 · Инвестиции
 · Инновации
 · Исследования
Исторические документы
 · ИТ и связь
 · Кино
 · Кластер инноваций
 · Кластерное развитие
 · Коммерческие предложения
Легпром
 · Маркетинг
 · Мероприятия
 · Молодежь
 · Наука
 · Недвижимость
 · Охрана труда
 · Размещение пресс-релизов
Пресса
 · Продукция и услуги
 · Работа
 · Рассылки
 · Реклама и PR
 · Ремесленничество
 · Рестораны
 · Русский язык
Система ММЦ
 · Словарь
 · Социальное общество
 · Спорт
 · Стиль Мода Дизайн
 · Субконтрактация
ТВ - Первый канал бизнеса
 · Тесты
 · Транспорт
 · Финансовые рынки
 · Экология
Адыгея
 · Алтай
 · Амурская область
 · Архангельск
 · Астрахань
 · Башкортостан
 · Белгород
 · Брянск
 · Бурятия
Владимир
 · Волгоград
 · Вологда
 · Воронеж
 · Дагестан
 · Еврейская АО
 · Забайкальский край
 · Иваново
 · Ингушетия
Иркутск
 · Кабардино-Балкария
 · Калининград
 · Калмыкия
 · Калуга
 · Камчатка
 · Карачаево-Черкессия
 · Карелия
Кемерово
 · Киров
 · Коми
 · Кострома
 · Краснодар
 · Красноярск
 · Курган
 · Курск
 · Ленинградская область
Липецк
 · Магадан
 · Марий Эл
 · Мордовия
 · Москва
 · Московская область
 · Мурманск
 · Ненецкий АО
Нижний Новгород
 · Новгород
 · Новосибирск
 · Омск
 · Орел
 · Оренбург
 · Осетия
 · Пенза
 · Пермь
 · Приморье
Псков
 · Республика Алтай
 · Республика Крым
 · Ростов-на-Дону
 · Рязань
 · Самара
 · Санкт-Петербург
 · Саратов
Сахалин
 · Свердловская область
 · Севастополь
 · Смоленск
 · Ставрополь
 · Тамбов
 · Татарстан
 · Тверь
 · Томск
Тула
 · Тыва
 · Тюмень
 · Удмуртия
 · Ульяновск
 · Хабаровск
 · Хакасия
 · ХМАО-Югра
 · Челябинск
 · Чечня
Чувашия
 · Чукотка
 · Якутия
 · Ямало-Ненецкий АО
 · Ярославль
Дальневосточный ФО
 · Приволжский ФО
 · Северо-Западный ФО
 · Северо-Кавказский ФО
 · Сибирский ФО
 · Уральский ФО
Центральный ФО
 · Южный ФО
Австралия
 · Австрия
 · Азербайджан
 · Аргентина
 · Армения
 · АТЭС
 · Белоруссия
 · Бельгия
 · Болгария
 · Бразилия
Великобритания
 · Венгрия
 · Вьетнам
 · Германия
 · Греция
 · Грузия
 · Дания
 · ЕАЭС
 · Египет
 · Израиль
 · Индия
Ирландия
 · Испания
 · Италия
 · Казахстан
 · Канада
 · Кипр
 · Киргизия
 · Китай
 · Куба
 · Латвия
 · Литва
Молдавия
 · Монголия
 · Нидерланды
 · Норвегия
 · Польша
 · Португалия
 · Румыния
 · Сербия
 · Словакия
 · Словения
СНГ
 · Таджикистан
 · Тайвань
 · Туркмения
 · Турция
 · Узбекистан
 · Украина
 · Финляндия
 · Франция
 · Хорватия
Черногория
 · Чехия
 · Швейцария
 · Швеция
 · Эстония
 · Южная Корея
 · Япония
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности